Почему мозг не применяет 'внутренний язык'

From: Eugene Kornienko ( korn@glasnet.ru ) Date: 1999-11-14 17:07

В сообщении On 4 March 1998 в листе рассылки Psyche-D Aaron Sloman
<A.Sloman@CS.BHAM.AC.UK > соглашается с Chris Malcolm, что

> смысл появляется, когда происходит кодирование информации в некий
> язык. При этом, если такое кодирование (использование) происходит
> чисто механически, то смысл уже есть, а сознания ещё нет.

Я думаю, что сознание и "смысл" не связаны с языком. По крайней мере,
всё не так прямолинейно.

Когда говорят об информационных объектах и их взаимосвязи, например,
средствами "языка", то это похоже на взаимодействие физических объектов
через сформулированные законы природы. В обоих случаях действует некая
семантика, например, грамматика или дифференциальные уравнения. Но сами
физические объекты взаимодействуют в силу своих свойств, а не в точном
соответствии с выдуманными нами уравнениями.

Семантическая или физическая информация предполагает такое положение
вещей, когда то, что будет, зависит от того, что есть, а не от того, что
было.

Правильный ход в шахматной партии зависит от позиции на доске, а
не от того, каким образом эта позиция возникла. Решение основной массы
полезных дифференциальных уравнений зависит от начальных условий, а не
от того, каким путём эти условия образовались.

Суть семантической информации заключается в том, что "начальные условия"
имеют приписанный смысл. Используя начальные условия и семантические
правила, можно вывести будущие условия, если в задаче нет слишком
больших неопределённостей.

Органы чувств и действий, снабжённые памятью, тоже могли бы оперировать
осмысленной (в терминах физического устройства каждого органа)
информацией. На уровне каждого отдельного "физического" органа эта
информация ещё сохраняет физический смысл, и может быть использована, например, для предсказания будущих ощущений данного органа.

Однако, основная память сосредоточена не в органах, а в мозге, так как
сознание требует скоординированной работы всех органов. Технология такой
координации не может быть семантической, так как координирующий орган
(мозг) изолирован от осмысленной физической информации. Кроме того,
разные органы оперируют разными, физически несравнимыми воздействиями,
например, теплом, силой и яркостью. Эти величины можно было бы сравнить,
если подставить в уравнения с размерными, то есть осмысленными,
коэффициентами.

Но мозг не решает уравнений, и не может содержать слишком много
предопределённых смыслов о внешнем мире, к которому он не имеет
физического доступа. Задача мозга - предсказать, что будет дальше: какие
будут ощущения, и какие будут действия. Если эти предсказания
оказываются правильными, а действия полезными, то такое существо в итоге
выживает.

Мозг находится в безвыходном положении. Он не может использовать
семантику, то есть осмысленные символы, и вынужден делать прогноз на
основе динамики, истории, того что было. Текущий процесс считается таким
же, как некий хранимый в памяти похожий прежний процесс (совокупность
сигналов от всех органов). Из прежних поведений мозг "предсказывает", то
есть воспроизводит такое поведение, которое раньше приводило к лучшему
результату.

Такой динамический несемантический прогноз работает благодаря тому, что
и "семантические", осмысленные уравнения подчиняются динамическим
законам. Уравнения, описывающие поведение физических объектов, например,
внутренних систем организма, имеют не только осмысленные "начальные
условия" и "решения", но и осмысленный "процесс решения", то есть
историю.

Любую динамику можно закодировать в виде протокола осмысленных
последовательных значений, а затем использовать этот протокол для
"узнавания". Такое динамическое узнавание похоже на "решение" уравнений
по таблицам. Мы можем найти синус числа из таблицы, а можем рассчитать
его, используя волновое уравнение.

Конечно, семантическая информация более "ёмкая". Уравнение записывается
гораздо короче, чем таблица решений этого уравнения, и содержит больше
"знаний", чем может поместиться в любую таблицу. Поэтому, хорошо
устроенные специализированные органы чувств, физически "решающие
уравнения", сильно разгружают мозг, освобождая его от рутинной работы по
детальному обслуживанию органа.

Развитие органов, их точное взаимодействие с миром, развивает и
сознание. Оно становится способным работать с языком и формулами,
имеющими больший "приписанный" смысл. При этом мозг остаётся
"динамическим решателем", как при хороших органах чувств, так и при
слабо развитых. Но именно ассоциативный мозг, а не органы, обеспечивает
способности к обучению и к творчеству. Автоматическая работа органов не
осознаётся, какой бы точной она ни была. А творческая работа и трудная
учёба требует осознавания, какой бы малой ни была доля творческой работы
в общей работе нервной системы.

Там где есть семантика, формализованные, отлаженные связи между
"осмысленными" объектами там - автоматическое поведение. Там где
ненадёжное узнавание, ассоциации, поиск неизвестного - сознание.

E.Kornienko