Fw: универсальная обучающаяся машина
From: Eugene Kornienko ( korn@glasnet.ru ) Date: 2000-02-06 21:52
--- Original Message ---
From: Daryl McCullough <daryl@cogentex.com >
Newsgroups: comp.ai.philosophy
Sent: Thursday, February 03, 2000 06:38 PM
Subject: Universal Learning Machine
В этом сообщении делается попытка начать обсуждение такого
вида
способности к обучению, которым обладает мозг человека,
и который
отличает людей от компьютерных программ и от прочих живых
существ.
Сама по себе способность к обучению есть не только у людей.
Животные,
такие простые, как плоские черви, могут учиться, приобретая
опыт. Не
очень трудно запрограммировать компьютер, чтобы он мог узнавать
почерк,
или выделять грамматические предложения, и т.п.
Но способность человека к обучению, кажется, уникальной в
том, что
человек может научиться просто чему угодно. Наверно, "не
люди" учатся
таким образом: ученик начинает с какого-то "шаблона
знаний" с
определёнными "настраиваемыми параметрами", и
эти параметры уточняются
по мере получения входных данных. Я думаю, что человеческая
способность
к обучению доводит этот метод до высочайшего уровня благодаря
тому, что
"настраиваемые параметры" являются шаблонами самих
себя. Люди могут
учиться тому КАК учиться и тому ЧТО надо учить.
Я склонен думать, что даже люди ограничены нашей биологией
и устройством
нашего мозга, но при сравнении с учениками "не людьми"
наши способности
к обучению кажутся неограниченными. Я бы хотел начать обсуждение
концепции универсальной обучающейся машины, которая может
научиться
всему, что возможно изучить, так же как универсальная машина
Тьюринга
может вычислить всё, что вычисляемо.
<конец письма пропускаю, EK >
Daryl McCullough
CoGenTex, Inc.
Ithaca, NY
===
Комментарий.
Идея о том, что "обучение начинается с определённого
шаблона знаний"
очень широко распространена, и, по-моему, ошибочна. Конечно,
кое-что
зависит от определения "знания".
Если автоматическое, инстинктивное, неосознаваемое поведение
(навыки) не
считать знанием, то компьютер или муравей попадают в тот
же класс
существ, что и градусник, часы или, например, кирпич - его
замуровали в
стену, и он "знает", как себя там правильно вести.
Я несправедливо сравнил муравья и компьютер. Поведение муравья
только на
99.9% является инстинктивным. Он имеет 0.1% точно такой
же
"человеческой" универсальной способности к обучению.
А вот компьютер и
кирпич такой способностью не обладают.
Надо сказать, что и человек на 50% ведёт себя инстинктивно.
Мы
отличаемся от муравьёв только "количественной"
способностью к обучению,
но считаем свои способности качественно другими. Качественно
мы с
муравьём имеем похожую нервную систему, которая и обеспечивает
способность к универсальному обучению. Развитие этой способности
зависит
от трёх главных причин:
1) Развитые органы, для детального взаимодействия с внешним
миром в как
можно более широком диапазоне физических свойств этого мира.
Инструменты
повышают нашу способность к обучению.
2) Развитая нервная система, имеющая резервы мощности для
обслуживания
не только автоматического поведения, но и нового поведения,
приобретаемого в течение жизни.
3) Культура - накопление и передача опыта новым поколениям.
Благодаря нашей человеческой культуре мы можем научить обезьяну,
собаку
или попугая такому "разумному" поведению, которое
совершенно невозможно
в естественных условиях.
В центре, как в геометрическом, так и в логическом смысле
слова,
находится нервная система. Мозг - это просто участок нервной
системы.
Природа вынуждена была разместить многие нейроны геометрически
тесно
из-за низкой скорости передачи нервных импульсов.
Именно нервная система обеспечивает универсальность обучения,
так как
органы и культура конкретны и точно приспособлены к определённым
способам взаимодействия с внешним миром.
Ответ на вопрос о природе универсального обучения давно известен.
Странно, почему сознательные машины до сих пор не созданы.
:) Логически
универсальность нервной системы следует из того, что нервные
сигналы от
всех органов имеют совершенно одинаковый "формат",
не зависящий от
физической природы органа. Смысл этих сигналов не в том,
что "я голоден"
или "враг приближается", как должно быть при "определённых
шаблонах
знаний". Смысл в том, что нейрон "узнаёт"
или "не узнаёт" окружающий его
набор нервных сигналов и биохимических условий. По мере
"привыкания",
нейрон начинает узнавать, то, что раньше было новым. Это
"квант"
универсального обучения.
Задача роботостроителей в том, чтобы "органы" не
выдавали "мозгу"
никакой конкретной информации о внешнем мире. "Узнаю"
или "не узнаю" -
вот и весь секрет универсальности.
Кстати, универсальность или "абстрактность" механизма
самообучения
логически ведёт к появлению сознания. Если поведение не
предусмотрено
никаким шаблоном (программой, инстинктом), то существо руководствуется
чем-то вроде "я так хочу", или "я делаю это
потому и потому".
Eugene Kornienko