Интерпретации (лекция 4) владимир трахтман

From: Vladimir Trakhtman ( tphilosophy@hotmail.com ) Date: 2000-03-11 14:07

Здравствуйте, здесь Владимир Трахтман. Продолжим тему "ИИ и
Мышление".Поговорим о интерпретациях. В прошлой лекции шла речь о
чеченцах.Кому-то, может быть, пример "научный терроризм" покажется
надуманным. Но я вижу в переадресации интерпретаций суть мышления. Глянем на
биржу. Акции стоят денег. Люди покупают и продают акции, так что информация
о них ну никак не шум. Это самая что ни есть полезная информация. Но тот,
кого интересует задача предсказания на бирже, тот думает иначе. Для него
стоимость конкретных акций - это как раз шум. Тот самый, из которого надо
извлечь полезную информацию о тренде (тенденции) и предсказать поведение
биржи в следующий момент (полезную информацию предсказателя). Если эту тему
перевести в плоскость христианской морали, переадресация интерпретаций
зазвучит таким образом:"Все можно переиначить и оболгать. Но есть вечные
ценности, которые поддерживает высшая сила". Получается, мышление - грех. Не
убий, не спи с чужой женой и так далее. И все будет в порядке. К сожалению,
жизнь сложнее этой модели. Тем более, что не исключено, "высшая сила" может
придерживаться и иной позиции. Лично я интерпретирую Иудаизм и Ислам так,
что никакие моральные ценности - никакие ценности,- не поддерживаются.
Поддерживается возможность изменения а не остновка, как бы привлекательна
она ни была. В религиозном смысле это есть признание высшей силы, которая
сильнее наших желаний. Глянем с этой позиции на логику. Правда хорошо, а
неправда - плохо. Нашел истину - остановись. Нет, это далеко от
Ислама/Иудаизма. Что же делать? Люди не знают, в чем "высшая сила". Но могут
промоделировать, двигаясь от "не очень высокой силы" к более высокой. Логику
приходится расширять, двигаясь в этом направлении. Не поиск истины
оказывается важен, а смена декораций. Чтобы было психологически легче жить в
этих условиях, лучше не пользоваться терминами "плохо/хорошо". Я предлагаю
иметь в виду нечто более физическое, как "симмертично/несимметрично" или
"стабильно/нестабильно". На этой основе мы в следующей лекции набросаем
простую инструкцию "думать" формально, бек какой-либо начальной идеи. И
создавать, тем самым, идеи. Пока. Владимир.