Механическое, живое, разумное

From: Aleksandr Green ( erlicon@mail.ru ) Date: 2001-03-19 13:27

Posted-From: 195.34.32.11

Привет!

Весьма интересно, чем живые системы отличаются от неживых, и чем все они отличаются от систем разумных.

Приступая к этой теме, напомним, что изначальный анализ любой системы на созерцательном уровне доставляет нашему сознанию информацию о трех принципиально различных объектах, которые несут в себе признаки систем. Это, во-первых, входной поток, во-вторых, преобразованный выходной поток, и, в-третьих, собственно сама всесторонне ограниченная система. Очевидно, какие-то особенности внутри этих трех объектов должны нести в себе признаки, по которым системы могут быть классифицированы по наличию жизни или разума.

Рассмотрим систему неживую. Будь то уже известный нам двигатель внутреннего сгорания или компьютерная программа, любая неживая система настроена на преобразование конкретного заранее заданного входного потока в заранее заданный выходной поток. Причем все характеристики данных потоков в виде "отражения" заложены внутри самой системы и неизменны. Никакие внутренние механизмы не могут заставить двигатель работать на топливе, которое качественно отличается от бензина, если двигатель не запрограммирован на другое. Только воздействие извне может как-то видоизменить двигатель в этом отношении. Равно и компьютерная программа будет перерабатывать конкретно структурированную информацию, к переработке которой она специально предназначена. "Бездушный" компьютер должен всегда получать информацию, образ которой отражён и однозначно определён в его внутреннем содержании, в то же время двигатель должен получать топливо, характеристики которого "отражены" и определены в конструкции карбюратора, объемах камеры сгорания и вообще в количественных мерах соотношения всех составляющих его механизмов. Надо думать, что неживая система качественно изменяет только выходной поток.

Картина заметно меняется при переходе в сферу интересов синергетики, изучающей царство самоорганизующихся систем. В процессе эволюции видов животных, да и в повседневной жизни приходится замечать явления адаптации.

Живые системы способны "подстраиваться" под внешние потоки, причем несут в себе развитой механизм такой настройки.

Жизнь отличается от отсутствия жизни желанием выжить, поэтому ей необходим особый механизм для стабилизации собственного существования.

Адаптация в здесь приобретает стержневой, принципиальный характер. К тому же выводу приходит и Евгений Корниенко в своей "бабочке". Однако, необходимо дожать тему на предмет, что такое "адаптация"...

В живой системе, в отличие от механической, перерабатывающая программа не содержит исчерпывающей информации о необходимом превращении.

Частично процесс качественного превращения случаен. Живая природа только тем и отличается от мёртвой, что научилась целенаправленно эксплуатировать случайность, флуктуабельность. Иначе говоря, живая система содержит набор правил, которые накладывают определенные ограничения на некоторую область адаптационных вариантов перед тем, как допустить случайность в процессы изменений собственных стабилизационных механизмов, обеспечивающие приспособляемость организма к условиям окружающей среды.

Любой компьютер способен перерабатывать целые программы согласно некоторой иной программе, заложенной в его память. При этом одна программа через проникновение сквозь границы системы, содержащей другую программу, может стать качественно иной программой. Но все это превращение целиком определено в перерабатывающей программе.

В данном случае до того как входная программа качественно преобразовалась на выходе из системы, она целиком была "отражена" в перерабатывающей программе и изготовлена целиком исходя из этого отражения.

... Природа действует очень экономно в процессе видообразования. Это происходит потому, что случайность в видообразовании несомненно дозируется и направляется специальными ответственными за это механизмами, присутствие которых обязательно в каждом живом организме.

Именно случайная составляющая, организованная и ограниченная рамками специализированных живых систем, обеспечивает возможность эволюции, поскольку неоднозначно закономерное, новое, неожиданное адаптационное решение способно вывести организм за сложившиеся рамки как видовой, так и межвидовой конкуренции, обеспечивая процесс биологического развития, при этом всё же не растрачивая понапрасну энергию на образования нежизнеспособных уродливых форм.

Отражение действия подобных механизмов можно увидеть на графике любого биологического процесса, на котором, как правило, общая тенденция просматривается на фоне вариабельности конкретных значений и параметров.

Просто в живом организме видообразование случается всегда предметно. Совокупность условий и правил, отражающая внешнее и внутреннее состояние организма, регулирующая процесс системообразующей флуктуации и закреплённая в генетическом и ином внутриорганизменном материале, организована так, что новая система возникает всегда в натуральном виде. Лишь затем реальное стечение жизненных обстоятельств показывает, насколько этот эволюционный шаг эффективен. Но даже в режиме опережающего системообразования такой процесс энергоёмок, поскольку требует всегда реального воплощения и последующего закрепления последствий модифицирующей флуктуации.

Гораздо проще, имея дополнительный набор информации об условиях окружающей среды, провести модификацию под себя непосредственно входного системообразующего потока. Именно такие явления можно наблюдать в процессах реализации разумной жизни. Например, в ответ на уменьшение естественной освещённости человек изобретает и делает лампу, или просто включает её, если она уже изобретена, обеспечивая себе постоянство светового потока на входе, вместо того, чтобы в течение многих биологических поколений модифицировать глаза для лучшего восприятия плохо освещённых предметов. В реализации подобных случаев организм получает сверхпреимущества в борьбе за существование. Подобная ситуация имеет место в организации разумных систем, которые в лице одного из представителей гуманоидного типа добились особенного эволюционного расцвета.

Похоже системный подход способен привнести в данном случае некоторую пользу, встраивая, в частности, известное понятие эквифиналитета в некоторую классификацию систем. Но самое важное в нашей попытке подобной классификации состоит в возможном объяснении наличия всего трех основных способов существования систем в виде: неживого (физический и химический и т.п. способы), живого (биологического) и разумного (духовного), и никаких других. Стоит задуматься над весьма интересными вопросами. А почему, собственно, нет и не может быть в этом списке больше трех составляющих? (Почему эта совокупность представляется конечным множеством из трёх элементов?). Если это естественно сложившаяся классификация, то по какому основанию?

Думается, это происходит по той причине, что в общесистемной организации Мира изначальную данность имеют всего три системных атрибута: собственно сама система, а также входной и выходной потоки, проникающие через нее. При этом способ существования неживых систем акцентирован на качественное изменение выходного потока и только, живых систем - не только, но и на изменение самих систем, разумных систем - не только, но и на изменение входного потока.

Задачка-головоломка. Некоторые птички строят довольно сложные домики для себя. Некоторые птички используют специально обработанные палочки, для добывания насекомых из труднодоступных мест. Таким образом они, как бы, воздействуют на "входной поток", не адаптируют непосредственно своё тело... И всё же исходя из вышеприведённого определения нельзя назвать это поведение чистым проявлением разума... Почему?

А вот однажды собачка решила спрятать кость. Взяла её поперёк и полезла в шель в заборе. Косточка упёрлась концами в края щели - и никак. Тогда собачка сначала пролезла в щель, потом схватила кость за конец и втянула за собой... Разум! Почему?

Бабочка ЕК - похожа на живое существо, хотя и виртуальное...

Удач! Ваш А.Гринь