Мысленный эксперимент, медитация

From: Валерий Николаевич ( bah1@mail.ru ) Date: 1999-07-17 09:59

Мысленный эксперимент, медитация
в принципе недоступны для искусственного интеллекта.

В моём понимании СОЗНАНИЕ представляет собой часть мировоззрения о происхождении Вселенной, о жизни, о нравственных законах. То есть сознание - часть мировоззрения, недоступная экспериментальной проверке, которая не имеет доказательств, а потому и пребывает в разряде сознания, а не знания.
Общественное развитие, от первобытности до высшей организации общественной жизни, как мне видится, управляется тремя состояниями сознания:

1.Языческое.
В основе языческого сознания лежат представления о причинах и следствиях явлений, не имеющие ничего общего с действительностью
2.Интуитивное.
В основе интуитивного сознания лежит единобожие, приближающее вплотную понимание Человека к истинным законам нравственности.
3.Истинное.
В основе сознания истинного лежит осознание действительных законов ПРИРОДЫ.

Первый уровень является бессознательным, так как Человек языческого мира в своём сознании имеет примитивные представления о причинах и следствиях бытия, не имеющих даже малейшего приближения к действительности. Эти представления и выстраиваются в систему верований, определяющих жизнедеятельность сообщества.

Дорелигиозные сообщества жили на планете обособленно, в результате чего возникли различные верования. В борьбе за территории и верховенство одни сообщества порабощали другие. Порабощённым, навязывалась вера поработителей, посредством которой порабощенных удерживали в определенных рамках поведения. В этих процессах сообщества укрупнялись. Количество вер сокращалось. С этих процессов начался и путь к единобожию.

Появляются многонациональные государства. Усложняются социальные отношения, - появляется объективная необходимость в более стройной идеологической системе - религии.

Первые попытки осмысления принципов существования ПРИРОДЫ Человеком опираются на метод ассоциативного мышления, поэтому первые модели и не имеют ничего общего с действительностью. Ассоциативное мышление не может вообразить Землю, как шар, движущийся вокруг Солнца, оно может предложить представление о Земле как о огромном плоском объекте, плавающим в безбрежном океане, а так как песок, камень плавать не может, то Земля покоится на чём-то - китах, слонах. Небесный свод хрустальный и так далее.

С обретением устойчивого логического мышления приходит понимание необходимости соблюдать такие нравственные законы, как "не убей", "не укради" "не прелюбодействуй". Соблюдение этих законов освобождают индивидуума от низменных страстей и устремлений, развивает природную любознательность, позволяет индивидууму сосредоточиться на тайнах и красоте ПРИРОДЫ. Другими словами, с обретением устойчивого логического мышления индивидуум переступает черту, отделяющую его от животного, - индивидуум становится Человеком. С появлением индивидуумов освобожденных от низменных страстей и устремлений, в истории общественной жизни появляются продукты интеллектуальной высшей деятельности - появляется наука - как целеустремленный процесс понимания ПРИРОДЫ. Первоначальные знания добывались методом проб и ошибок, методом эксперимента, критерием которого является факт. Учёные молодых цивилизаций этим методом совершили лавинообразный поток открытий в области физики и химии. Этот поток открытий, в свою очередь, породил множество наук о планетах, звёздах, о процессах жизнедеятельности, множество наук в области технического прогресса. Учёные молодых цивилизаций, поощрённые методом анализа экспериментов и явлений и бесспорным судиёй - фактом, увлеклись погоней за открытиями в областях доступных эксперименту. Совершается множество открытий о качествах материи.

Совершается множество изобретений. Бурное развитие техники и науки, создало ложное впечатление, что ещё немного и Человек на этом пути постигнет все тайны Природы и станет её полноправным хозяином. Но Человек, всего лишь компонент в проходящих глобальных процессах жизни планеты. Жизни, которая проходит по строжайшим законам, в процессах находящихся в строгой последовательности и никоим образом от Человека независящих. Для того чтобы понять это, для того чтобы понять не отдельные качества материи, а её суть, Человечеству необходимо освоить принципиально иной метод познания. Метод познания, в основе которого лежит не физический эксперимент, а абстрактное мышление, мысленный эксперимент. Во ВСЕЛЕННОЙ всё развивается от простого к сложному. Каждая более сложная структура содержит в себе информацию о происхождении и истории существования предшествующей менее сложной структуры, потому как менее сложная структура содержится в ней как её часть. Так более сложный атом содержит в себе структуры менее сложных атомов, а, следовательно, несёт в себе информацию о них.

Наиболее сложная структура содержит в себе и кристаллы и металлические решётки и простые и сложные молекулы, а значит и несёт в себе и информацию о них. Человек, как наиболее сложная структура ВСЕЛЕННОЙ, несёт в себе информацию обо всех структурах ВСЕЛЕННОЙ и об истории их существования. На более сложных этапах познания Человек черпает информацию о Вселенной в процессе самоанализа, из познания процессов происходящих в себе и в обществе, частью которого он является. Поэтому и медитация, как способ самопознания, является на сложных этапах проникновения в тайны ПРИРОДЫ основным процессом поставляющим принципиально новую информацию о ПРИРОДЕ. Интеллект, вооруженный истинными исходными представлениями, способен демонстрировать любые взаимодействия, способен мысленно созерцать и проводить мысленные эксперименты с любыми явления макро- и микромира. Исследователь, готовясь к созерцанию неизвестного ранее явления, как бы отделяется от своего тела, отрешается от конкретных знаний. Глубоко сосредоточившись, созерцает проблемное явление. В процессе медитации, мышление освобождается от догм, табу, вступает в автономный природный режим работы - созерцается явление на гипофизе, - на трёхмерном экране мозгового яблока исследователя. Эта божественная способность, дарованная Человеку ПРИРОДОЙ, позволяет людям различных временных пространств, сосредотачиваясь на одной проблеме, созерцать на своих мозговых яблоках, или как принято говорить у буддистов - "созерцать третьим глазом", одни и те же процессы, разрешающие проблему, ибо все они протекают по единым ВСЕЛЕНСКИМ ЗАКОНАМ. Исследователь, владеющий этим методом, посредством глубокого изучения проблемы и последующего сосредоточения на интересующем его явлении, созерцает невидимый, недоступный для эксперимента процесс в деталях. Объектом исследования может быть атом или отдельный первокирпичик материи, галактика или ВСЕЛЕННАЯ в целом. Могут исследоваться социальные, психологические процессы, проблемы ДУХА. И это не мистика, не религиозные бредни. Это способность человеческого мозга, исходя из достоверных начальных представлений, созерцать проблемный процесс в его продолжении. Для познания принципов существования ПРИРОДЫ метод ассоциативного мышления, как и метод эксперимента непригоден. Непригоден, потому как для проникновения в принципы существования ПРИРОДЫ приходится оперировать категориями, не имеющими аналогов в мире зрительных образов, потому как требуется воссоздавать объекты средствами абстрактного мышления, созерцать их взаимодействие и посредством мысленного эксперимента устанавливать их ошибочность или истинность. Исключая невозможное и оперируя с возможным в процессе мысленного эксперимента, через многократные поправки, интеллекту непременно удаётся воссоздать образ действительного невидимого объекта.

Мне думается, что открытия, совершаемые в ходе анализа процессов, смогут совершать и будущие умные компьютеры, но это будут, не столько открытия, сколько статистические выводы. Творческий процесс это всегда - абстрактное мышление, мысленный эксперимент, и то и другое недоступно искусственному интеллекту в принципе, так мне думается.