Re[2]: Фомация

From: Константин Лисицын ( lisitcin@kodeks.net ) Date: 1999-10-20 22:01

Здравствуйте, уважаемые: дама и господа!

VV > Данное Вами определение как бы противопоставляет фомацию
VV > материи, как бы создавая тем самым новую сущность.

Извините, Владимир, это не так... (ибо ;-) сказано):

КЛ > НИЧЕГО НЕФОМАЦИОННОГО ПРОСТО НЕТ.
КЛ > (Т.е. - материя тождественна фомации.)

VV > Между тем, (как я это понял) мы как-будто бы договорились,
VV > что слово "фомация" носит методологический характер
VV > и не носит сущностного характера.

Смотря - как на что смотреть - материя, в определенном смысле,
может тоже носить методологический характер. Более того -
чаще всего я на нее именно так и смотрю, поскольку давно стал
(сначала - тайно ;-) ) "фомационщиком/материалистом".

VV > При этом меня также огорчает
VV > "пространство, _заполненное_ (без кавычек)материей".
VV > При этом, вроде бы можно предположить, что есть пространство,
VV > не заполненное материей, некий нематериальный вакуум
VV > что для меня неприемлемо.

Для меня - тоже - Вселенная - сплошь заполнена фомацией,
т.е. - тем, что обычно именовалось материей, но воспринимаемой
по-новому - именно - как свидетеля предыдущего состояния.
Вы ведь сами совершенно гениально выводите:

VV > Таким образом, фомация - это материя
VV > воспринимающая из недр самое себя,
VV > несущая на себе и передающая в свои недра в иной пространственно-временной
VV > последовательности отпечаток предыдущего состояния самое себя.

Если не возражаете - назовем это ТРЕТЬИМ ПОСТУЛАТОМ.

Здесь, полагаю, небезынтересно некоторое цитирование из "Кирилла и Мефодия":

МАТЕРИЯ (лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание.
В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle.
Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой
философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как
неоформленное небытие (meon), чистая потенция.

Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции
(в противоположность "мыслящей" субстанции), обладающей пространственной
протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17-18 вв.
Материя центральная категория диалектического материализма.

ФОРМА И МАТЕРИЯ, категории философии Аристотеля, воспринятые томизмом;
характеризуют всякое подвижное изменчивое бытие. Форма (эйдос, "морфэ")
специфический принцип вещи, ее сущность, цель и движущая сила, актуализирующая
первоматерию как простую возможность бытия, бесформенный и неопределенный субстрат
изменений (см. Акт и потенция)). Понятия форма и материя соотносительны: нечто
оформленное может выступить как материя по отношению к форме более высокого уровня;
"форма форм" ум (нус); в томизме бог.

ЭЙДОС (греч. eidos вид, образ),

1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель, см. Форма и материя).

2) В феноменологии Э. Гуссерля сущность в отличие от факта; т. н. эйдетическая редукция отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.

АКТ И ПОТЕНЦИЯ (действительность и возможность), категории философии Аристотеля, воспринятые томизмом; акт (энергия) деятельное осуществление чего-либо, потенция ("дюнамис") сила, способность к такому осуществлению; рассматривались так же, как форма и материя. "Чистый акт", т. е. действительность, содержащая полное осуществление всех возможностей, "ум" (нус), в схоластике бог.

НУС (греч. nus ум, мысль, разум), одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Учение Аристотеля о космическом "уме" нусе, созерцающем и мыслящем самого себя, т. е. являющемся "мышлением мышления", послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме как одной из основных субстанций бытия. Латинский перевод термина "нус" интеллект.

(c) "Кирилл и Мефодий", 1998-1999

До встречи (у Тармо)!
Константин