Re[2]: Фомация
From: Константин Лисицын ( lisitcin@kodeks.net ) Date: 1999-10-20 22:01
Здравствуйте, уважаемые: дама и господа!
VV > Данное Вами определение как бы противопоставляет
фомацию
VV > материи, как бы создавая тем самым новую сущность.
Извините, Владимир, это не так... (ибо ;-) сказано):
КЛ > НИЧЕГО НЕФОМАЦИОННОГО ПРОСТО НЕТ.
КЛ > (Т.е. - материя тождественна фомации.)
VV > Между тем, (как я это понял) мы как-будто бы договорились,
VV > что слово "фомация" носит методологический
характер
VV > и не носит сущностного характера.
Смотря - как на что смотреть - материя, в определенном смысле,
может тоже носить методологический характер. Более того
-
чаще всего я на нее именно так и смотрю, поскольку давно
стал
(сначала - тайно ;-) ) "фомационщиком/материалистом".
VV > При этом меня также огорчает
VV > "пространство, _заполненное_ (без кавычек)материей".
VV > При этом, вроде бы можно предположить, что есть
пространство,
VV > не заполненное материей, некий нематериальный вакуум
VV > что для меня неприемлемо.
Для меня - тоже - Вселенная - сплошь заполнена фомацией,
т.е. - тем, что обычно именовалось материей, но воспринимаемой
по-новому - именно - как свидетеля предыдущего состояния.
Вы ведь сами совершенно гениально выводите:
VV > Таким образом, фомация - это материя
VV > воспринимающая из недр самое себя,
VV > несущая на себе и передающая в свои недра в иной
пространственно-временной
VV > последовательности отпечаток предыдущего состояния
самое себя.
Если не возражаете - назовем это ТРЕТЬИМ ПОСТУЛАТОМ.
Здесь, полагаю, небезынтересно некоторое цитирование из "Кирилла и Мефодия":
МАТЕРИЯ (лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание.
В латинский философский язык термин введен Цицероном как
перевод греч. hyle.
Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано
в греческой
философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя
понималась как
неоформленное небытие (meon), чистая потенция.
Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции
(в противоположность "мыслящей" субстанции), обладающей
пространственной
протяженностью и делимостью, легло в основу материализма
17-18 вв.
Материя центральная категория диалектического материализма.
ФОРМА И МАТЕРИЯ, категории философии Аристотеля, воспринятые
томизмом;
характеризуют всякое подвижное изменчивое бытие. Форма (эйдос,
"морфэ")
специфический принцип вещи, ее сущность, цель и движущая
сила, актуализирующая
первоматерию как простую возможность бытия, бесформенный
и неопределенный субстрат
изменений (см. Акт и потенция)). Понятия форма и материя
соотносительны: нечто
оформленное может выступить как материя по отношению к форме
более высокого уровня;
"форма форм" ум (нус); в томизме бог.
ЭЙДОС (греч. eidos вид, образ),
1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель, см. Форма и материя).
2) В феноменологии Э. Гуссерля сущность в отличие от факта; т. н. эйдетическая редукция отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.
АКТ И ПОТЕНЦИЯ (действительность и возможность), категории философии Аристотеля, воспринятые томизмом; акт (энергия) деятельное осуществление чего-либо, потенция ("дюнамис") сила, способность к такому осуществлению; рассматривались так же, как форма и материя. "Чистый акт", т. е. действительность, содержащая полное осуществление всех возможностей, "ум" (нус), в схоластике бог.
НУС (греч. nus ум, мысль, разум), одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Учение Аристотеля о космическом "уме" нусе, созерцающем и мыслящем самого себя, т. е. являющемся "мышлением мышления", послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме как одной из основных субстанций бытия. Латинский перевод термина "нус" интеллект.
(c) "Кирилл и Мефодий", 1998-1999
До встречи (у Тармо)!
Константин