Re[7]: Ассоциативный мотор
From: Eugene Kornienko ( korn@glasnet.ru ) Date: 1999-11-06 11:54
Я нашёл старую заметку, которая поясняет несводимость "алгоритма"
и
"творчества". В общем, это верно. Значит, я неудачно
использую на своём
сайте слова "алгоритм сознания". Лучше сказать,
что я создаю
ассоциативный алгоритм, обеспечивающий (поддерживающий,
усиливающий)
сознание существа, в которое встроен этот алгоритм. При
этом "алгоритм
работы сознания", правила размышлений и логических
выводов не входят в
компетенцию моего "механического" алгоритма.
Принципиальное различие между ассоциативным алгоритмом (ассоциативным
мотором) и сознательным существом в том, что алгоритм лишь
перерабатывает потоки кодов, а существо перерабатывает потоки
"реальных
воздействий" и имеет органы, специально приспособленные
для
взаимодействия с реальным миром. Сознание - это не субъективные
коды, а
объективное явление природы.
Кстати, Трамо, если рука младенца приспособлена к хватанию
(до 7 дней
это очень сильный безусловный рефлекс), то это не значит,
что природа
дала младенцу "понятие" хватания. Понятие - это
понятая взаимосвязь
между явлениями. Взрослый человек понимает, что такое "хватание"
и может
сформулировать это в словах. Кошка понимает, что такое "схватить
мышку".
Это значит, что в её опыте (памяти) есть множество образов,
ассоциативно связанных с охотой на мышей и конкретно с "хватанием
мышки".
Моя бабочка сначала не имеет понятий "верх, низ, лево,
право". Эти
понятия (абсолютно не такие, как у нас :) возникают у неё
(в её
сознании) по мере накопления успешного опыта. Но её мозг
(ассоциативный
мотор) как не имел таких понятий, так и не имеет. Он всё
время
перерабатывает числа. Хотя я не уверен, что мозг не имеет
своего
сознания. Это трудно понимаемый вопрос хотя бы потому, что
мы живём в физическом
мире, а мозг (в соответствие с нашими представлениями) -
в информационном.
Если вдруг появится третье измерение, и органы бабочки не
смогут с ним
взаимодействовать, то она об этом ничего не узнает. А если
она сможет
обнаружить наличие третьего измерения по каким-то косвенным
признакам,
по свойствам третьих объектов, то она сможет более подробно
изучить это
явление.
Для того, чтобы возникли понятия о таких явлениях, которые
непосредственно не воспринимаются нашими органами, нужны
специальные
исследования и поиск промежуточных "агентов",
преобразующих
невоспринимаемые явления в воспринимаемые. Например, мы
наблюдаем
траектории электронов по их трекам в камере Вильсона. Эти
треки -
капельки воды, которые уже можно сфотографировать и наблюдать.
А сам
электрон пока никто не видел. :)
Eugene Kornienko
===
Re: Алгоритмы и Творчество
Q: Возможен ли алгоритм творчества?
A: Алгоритм - механическая процедура, которая управляет символами,
используя ряд правил/кодов, которым нужно следовать, чтобы
получить
результат. Например, для изготовления кресла выполните следующие
инструкции "... возьмите основу, присоедините к ней
четыре ноги
используя шурупы ..." Алгоритм должен быть механическим,
чтобы вам не
нужно было думать о его смысле. Таким образом, никакой гомункул
(думатель) не нужен.
Творческий потенциал, с другой стороны, требует гомункула.
Когда мы
изобретаем, мы много думаем, а это требует понимания. Например,
изобретатель компьютера понял, что имелась потребность в
машине,
сохраняющей информацию, и приступил к её созданию. Он должен
был понять,
во-первых, что имелась потребность в компьютере, затем нужно
было
спроектировать компьютер, используя творчество. Как можно
запрограммировать что-то при помощи "ряда правил",
делающих это что-то
творческим? Спроектировать что-то оригинальное, основанное
на
неизвестных знаниях об этом объекте. Это неалгоритмизуемая
задача!
Поэтому, я полагаю, что не может быть алгоритма (нечто не
содержащее
гомункула) для создания творческого потенциала (нечто, требующее
гомункула).
Ian Belcher (icb195@soton.ac.uk)
Вторник, 28 мая 1996 13:57 + 0100
===
В этой заметке Ian Belcher упоминает гомункула (homunculus),
который
вместе с торсионным полем и фомацией пробуждают фантазию,
но уводит
народ от изучения наблюдаемых проявлений сознания. :)
Вот хорошая фраза об ограниченности нашей фантазии:
"Правда часто удивительнее вымысла,
потому что вымыслу приходится быть правдоподобным."
Марка Твен