Fw: универсальная обучающаяся машина

From: Eugene Kornienko ( korn@glasnet.ru ) Date: 2000-02-06 21:52

--- Original Message ---
From: Daryl McCullough <daryl@cogentex.com >
Newsgroups: comp.ai.philosophy
Sent: Thursday, February 03, 2000 06:38 PM
Subject: Universal Learning Machine

В этом сообщении делается попытка начать обсуждение такого вида
способности к обучению, которым обладает мозг человека, и который
отличает людей от компьютерных программ и от прочих живых существ.

Сама по себе способность к обучению есть не только у людей. Животные,
такие простые, как плоские черви, могут учиться, приобретая опыт. Не
очень трудно запрограммировать компьютер, чтобы он мог узнавать почерк,
или выделять грамматические предложения, и т.п.

Но способность человека к обучению, кажется, уникальной в том, что
человек может научиться просто чему угодно. Наверно, "не люди" учатся
таким образом: ученик начинает с какого-то "шаблона знаний" с
определёнными "настраиваемыми параметрами", и эти параметры уточняются
по мере получения входных данных. Я думаю, что человеческая способность
к обучению доводит этот метод до высочайшего уровня благодаря тому, что
"настраиваемые параметры" являются шаблонами самих себя. Люди могут
учиться тому КАК учиться и тому ЧТО надо учить.

Я склонен думать, что даже люди ограничены нашей биологией и устройством
нашего мозга, но при сравнении с учениками "не людьми" наши способности
к обучению кажутся неограниченными. Я бы хотел начать обсуждение
концепции универсальной обучающейся машины, которая может научиться
всему, что возможно изучить, так же как универсальная машина Тьюринга
может вычислить всё, что вычисляемо.

<конец письма пропускаю, EK >

Daryl McCullough
CoGenTex, Inc.
Ithaca, NY

===

Комментарий.

Идея о том, что "обучение начинается с определённого шаблона знаний"
очень широко распространена, и, по-моему, ошибочна. Конечно, кое-что
зависит от определения "знания".

Если автоматическое, инстинктивное, неосознаваемое поведение (навыки) не
считать знанием, то компьютер или муравей попадают в тот же класс
существ, что и градусник, часы или, например, кирпич - его замуровали в
стену, и он "знает", как себя там правильно вести.

Я несправедливо сравнил муравья и компьютер. Поведение муравья только на
99.9% является инстинктивным. Он имеет 0.1% точно такой же
"человеческой" универсальной способности к обучению. А вот компьютер и
кирпич такой способностью не обладают.

Надо сказать, что и человек на 50% ведёт себя инстинктивно. Мы
отличаемся от муравьёв только "количественной" способностью к обучению,
но считаем свои способности качественно другими. Качественно мы с
муравьём имеем похожую нервную систему, которая и обеспечивает
способность к универсальному обучению. Развитие этой способности зависит
от трёх главных причин:

1) Развитые органы, для детального взаимодействия с внешним миром в как
можно более широком диапазоне физических свойств этого мира. Инструменты
повышают нашу способность к обучению.

2) Развитая нервная система, имеющая резервы мощности для обслуживания
не только автоматического поведения, но и нового поведения,
приобретаемого в течение жизни.

3) Культура - накопление и передача опыта новым поколениям.

Благодаря нашей человеческой культуре мы можем научить обезьяну, собаку
или попугая такому "разумному" поведению, которое совершенно невозможно
в естественных условиях.

В центре, как в геометрическом, так и в логическом смысле слова,
находится нервная система. Мозг - это просто участок нервной системы.
Природа вынуждена была разместить многие нейроны геометрически тесно
из-за низкой скорости передачи нервных импульсов.

Именно нервная система обеспечивает универсальность обучения, так как
органы и культура конкретны и точно приспособлены к определённым
способам взаимодействия с внешним миром.

Ответ на вопрос о природе универсального обучения давно известен.
Странно, почему сознательные машины до сих пор не созданы. :) Логически
универсальность нервной системы следует из того, что нервные сигналы от
всех органов имеют совершенно одинаковый "формат", не зависящий от
физической природы органа. Смысл этих сигналов не в том, что "я голоден"
или "враг приближается", как должно быть при "определённых шаблонах
знаний". Смысл в том, что нейрон "узнаёт" или "не узнаёт" окружающий его
набор нервных сигналов и биохимических условий. По мере "привыкания",
нейрон начинает узнавать, то, что раньше было новым. Это "квант"
универсального обучения.

Задача роботостроителей в том, чтобы "органы" не выдавали "мозгу"
никакой конкретной информации о внешнем мире. "Узнаю" или "не узнаю" -
вот и весь секрет универсальности.

Кстати, универсальность или "абстрактность" механизма самообучения
логически ведёт к появлению сознания. Если поведение не предусмотрено
никаким шаблоном (программой, инстинктом), то существо руководствуется
чем-то вроде "я так хочу", или "я делаю это потому и потому".

Eugene Kornienko