Интерпретации (лекция 4) владимир трахтман
From: Vladimir Trakhtman ( tphilosophy@hotmail.com ) Date: 2000-03-11 14:07
Здравствуйте, здесь Владимир Трахтман. Продолжим тему "ИИ
и
Мышление".Поговорим о интерпретациях. В прошлой лекции
шла речь о
чеченцах.Кому-то, может быть, пример "научный терроризм"
покажется
надуманным. Но я вижу в переадресации интерпретаций суть
мышления. Глянем на
биржу. Акции стоят денег. Люди покупают и продают акции,
так что информация
о них ну никак не шум. Это самая что ни есть полезная информация.
Но тот,
кого интересует задача предсказания на бирже, тот думает
иначе. Для него
стоимость конкретных акций - это как раз шум. Тот самый,
из которого надо
извлечь полезную информацию о тренде (тенденции) и предсказать
поведение
биржи в следующий момент (полезную информацию предсказателя).
Если эту тему
перевести в плоскость христианской морали, переадресация
интерпретаций
зазвучит таким образом:"Все можно переиначить и оболгать.
Но есть вечные
ценности, которые поддерживает высшая сила". Получается,
мышление - грех. Не
убий, не спи с чужой женой и так далее. И все будет в порядке.
К сожалению,
жизнь сложнее этой модели. Тем более, что не исключено,
"высшая сила" может
придерживаться и иной позиции. Лично я интерпретирую Иудаизм
и Ислам так,
что никакие моральные ценности - никакие ценности,- не поддерживаются.
Поддерживается возможность изменения а не остновка, как
бы привлекательна
она ни была. В религиозном смысле это есть признание высшей
силы, которая
сильнее наших желаний. Глянем с этой позиции на логику.
Правда хорошо, а
неправда - плохо. Нашел истину - остановись. Нет, это далеко
от
Ислама/Иудаизма. Что же делать? Люди не знают, в чем "высшая
сила". Но могут
промоделировать, двигаясь от "не очень высокой силы"
к более высокой. Логику
приходится расширять, двигаясь в этом направлении. Не поиск
истины
оказывается важен, а смена декораций. Чтобы было психологически
легче жить в
этих условиях, лучше не пользоваться терминами "плохо/хорошо".
Я предлагаю
иметь в виду нечто более физическое, как "симмертично/несимметрично"
или
"стабильно/нестабильно". На этой основе мы в следующей
лекции набросаем
простую инструкцию "думать" формально, бек какой-либо
начальной идеи. И
создавать, тем самым, идеи. Пока. Владимир.