Re[5]: Fw: копирование сознания

From: Eugene Kornienko ( korn@online.ru ) Date: 2000-11-01 17:33

from: Eugene Kornienko <korn@online.ru >
newsgroups: fido7.su.philosophy
date: 26 августа 2000 г. 21:25
subject: Re: Копирование сознания

Igor Valerjev <valer@notabene.mtu-net.ru > пишет

>> находит похожее сочетание в прошлом, после
>> которого "желательное состояние" достигалось лучше.
> Все равно не очень понятно: что такое "желательное состояние"?
> Каким образом определяется, что желательно, а что - нет?
> Что вообще имеется в виду под "целевой функцией"?

Это величина, измеряемая сенсорами робота. Работа мозга, как творческого
ядра системы управления, состоит в том, чтобы увеличить значение этой
величины. Смысл "целевой функции" придумывает разработчик робота.
Самому роботу он не известен.

Допустим, я могу задать эту функцию равной величине заряда батарей.
Тогда поведение робота будет развиваться в таком направлении, чтобы при
любых обстоятельствах батареи оказывались максимально заряженными. Ему
придётся осваивать закономерности окружающего мира, преодолевать
препятствия, бороться с конкурентами, заискивать перед хозяином,
выполняя его глупые тесты на интеллект. И всё ради того, чтобы
нормально себя чувствовать, то есть, чтобы чувствовать, что батареи
заряжены.

Все ощущения робота (зрение, слух и т.п.) развиваются из этого
первичного чувства как оттенки различных качеств внешнего мира, влияющих
на уровень удовлетворения "основного инстинкта".

Напомню, чтобы показать, что копирование сознания человека не совсем уж
утопия, я ушёл от темы и привёл пример того, что копирование сознания
удачно устроенного робота технически возможно. При этом я немного
рассказал о конструкции робота, способного к самообучению. Важными
частями этой конструкции являются "абстрактный мозг" и "целевая
функция". Я не утверждаю, что мозг и биологические "цели" человека в
чём-то похожи на эти технические элементы.

> хотелось бы четче представить общую постановку задачи.

Если вы говорите о задаче копирования человеческого сознания, то для её
правильной постановки нужно сначала выяснить,

(1) Что такое сознание, в какой мере к сознанию относятся ощущения,
эмоции и интеллект.

(2) Почему и как сознание развивается у человека. Какова роль мозга,
нервной системы, обучения, взаимодействия с объективным миром.

(3) Что именно нужно копировать, чтобы получить копию сознания,
например, в другом теле.

(4) Возможно ли это технически в принципе.

Эти вопросы перечислены в таком порядке, что каждый вопрос может быть
решён только после предыдущего. Аргумент о том, что когда скорость
компьютера и объём винчестера станут достаточно велики, то вопрос (4)
будет решён, ничего не стоит без решения первых трёх вопросов.

Однако все эти вопросы в применении к искусственному чувствующему
существу, роботу я считаю уже решёнными. И ответ на вопрос о копировании
сознания робота определённой конструкции решается положительно.

Горбачев Вадим <wadim@integro.ru > пишет

> Вы легко сваливаетесь к солипсизму и должны будете признать, что кроме
> Вас лично ничего больше в мире нет, а моргание Ваших глаз приводит
> к разрывному существованию мира. Да и Ваше существование придется
> очень сильно думать, как объяснить.

Солипсизм ничем не хуже прочих измов, принимающих на веру первичность
материи, сознания или Бога. Объяснение происхождения природы и
сознания - задача науки.

>> Сознательное, ощущающее существо может не иметь материального тела
>> или может иметь много физически не связанных тел.
> Желательно бы привести примеры. Я подозреваю, что Вы самобытно
> понимаете, что такое есть "сознательное существо".

Возможно. Первым признаком сознания я считаю ощущение, эмоции, а не
интеллект.

Существо без материального тела - это Windows. Интеллект у него уже
есть. Когда его сделают чувствующим, он станет сознательным существом.
Существо, имеющее много физически не связанных тел, это Интернет. Его
"тела" связаны информационно.

> Какой функцией "моделируется" рефлексия? А без
> этого, какое же "сознание"?

Я не говорю о моделировании. У робота, о котором идёт речь, должны
быть свои ощущения и эмоции (как вы говорите, рефлексия), и от него
нельзя сразу требовать разумного поведения.

> В первую очередь это касается переноса
> сознания так, чтобы оно понимало, что осталось его "Я",
> которое помнит о факте согласия на "переселение"

Переселение сознания робота с сохранением прежних воспоминаний возможно.
Для полноценного переселения сознания человека требуется решить
некоторые проблемы, которые мне кажутся непреодолимыми. Однако мне
понятно, как перенести сознание человека в машину с сохранением части
воспоминаний и с потерей прежнего тела.

> А кто такой "абстрактный мозг", который "не мозг человека"?

Мозг человека - это сложный орган, большая часть ресурсов которого
расходуется на координацию внутренних систем человека. Природа создавала
мозг путём случайных попыток, и даже не изобрела электрическую передачу
сигналов, что сильно замедляет скорость работы.

Для возникновения сознания роботу не требуется иметь чего-то подобного.
Достаточно "абстрактного" мозга, который следит за тем, какие
кооперативные действия органов приводят к требуемому состоянию
организма. Алгоритм проверен на простых примерах, но я ещё не подготовил
его описание на своём сайте.

> сознание как совокупность материальных полей

Сознание - это ощущение параметров своего тела и внешнего мира. Это
форма измерения качеств мира. Сознание принадлежит каждому субъекту
порознь. Мои ощущения неизмеримы извне. Никто кроме меня не может их
ощутить или измерить или обнаружить физическим прибором. Можно измерить
только параметры моего тела или мозга.

Сознание не локализуемо, так как не является физическим объектом.
К физическому миру относятся только объективная (не зависящая от
сознания) природа.

> Или Вы считаете, что это получится САМО СОБОЙ после того, как
> Вы навернете больше программ и они волшебным образом
> самоорганизуются? :)

Это вопрос о том, у кого и почему возникает сознание. Оно возникает у
определённым образом устроенной машины. Я считаю, что сознание, то есть
ощущение качеств внешнего мира возникает у машины, которая способна к
(неограниченному универсальному) самообучению. Доказательство выглядит
как мысленный эксперимент.

Допустим такая очень способная машина научилась себя прилично вести в
человеческом обществе. Научилась поддерживать интересный разговор. Она
всюду суёт свой нос, чтобы ещё больше узнать и чтобы обскакать нас на
нашем же поле. И теперь вы спрашиваете её:

- "Тебе интересно или ты работаешь по программе?"

А она отвечает:

- "Программу, которая умнее любого человека, не сможет сочинить ни один
человек!".

- "Значит твою программу сочинили пришельцы?"

- "Шутник! Скажи ещё, что природа, создавшая человека, была умнее
человека."

У ограниченной и менее универсальной машины, такой как человек, тоже
развивается сознание. Но нас уже не устраивает наша естественная
способность к самообучению. Требуется ещё долгое обучение и
воспитание.

Eugene Kornienko