Re[3]: Свобода воли и детерминизм
From: хмур ( x@x.x ) Date: 2001-03-08 14:05
Posted-From: 212.46.194.148
Здравия желаем
>механизм ассоциативного выбора решения такой же, как
и механизм
>сознательного выбора.
Заливаешь. :) Если бы удалось визуализировать кортикальные
активаци-
онные структуры, то мы бы увидели бы быстрое перемещение
пульсирующего
фокуса максимальной активности (перетекание) из одной зоны
мозга в
другую (висок-темя-лоб-затылок, левое полушарие-правое,
кора-подкор-
ковые структуры), увидели бы сложные отношения между распределенными
и распределительными системами активного мозга. Субъективным
корреля-
том этих процессов выступит 'шевеление' мыслеидей при интенсивном
'ду-
мании', при желании что-то понять.. Механизм асс. выбора
на ур. когн.
системы - физика нелинейных активных сред (синергетические
сети), мо-
делируемый более-менее успешно известными средствами, механизм
же со-
знательно регулируемого выбора - эффект взаимодействия механизма
I в
многоуровневой гетеросистеме (при понимании текста, скажем,
происходит
интерпретация и на морфологическом уровне, и на семантическом,
и на
образно-ассоциативном, и на метафорическом, и на контекстуальном
(что
же там все-таки хотел сказать автор?)) и механизма II, связанного
с
наличием потребностей высшего порядка (личностных), субъективных
цен-
ностей (не просто мотивационная значимость вещей, но ценность
некото-
рых идей, норм, имеющих экстраординарный эмоциональный,
сверхсознатель-
ный статус). Мне кажется, что разделение на мех. I и II
связано с нейро-
нальной и парасинаптической регуляцией мозговых 'информационных'
кооп-
процессов (гипермедиаторные пространства).
>Сознание отражает состояния когнитивной системы без
нарушения их
>последовательности. Только с небольшой задержкой во
времени и с
>пропуском "автоматических", неощущаемых, подсознательных
процессов. С
>точки зрения сознания это отражение "тождественно",
так как ничего
>осознаваемого не пропускается - сознание тождественно
самому себе.
Врешь :))) Как сам говоришь 'нет формального взаимно-однозначного
преобразования внутреннего представления во внешнее (образы
сознания)'..
Тут проблема в том, что причинноэффективными могут быть
не только низко-
уровневые процессы, но и высокоуровневые. Т.е. имеет место
относительность
иерархической упорядоченности (медленные процессы порождают
объекты, кото-
рые, 'погружаясь' (интериоризируясь) в 'базовые' слои, начинают
принимать
участие в быстрых процессах, и наоборот - быстрые процессы
порождают асс.
'связки', которые нет-нет, да и 'вывалятся' в сознание (динамич.
новообразо-
вания, на которые срабатывают преднастроенные детекторы
(сем. рецепторы)
новизны)..).
>..внутренние ассоциативные множества не представимы
в виде языка.
>Ассоциативный поиск "выгодного"
>набора команд (сигналов) выполняется на уровне взаимодействия
мозга с
>органами. Это можно формализовать и я использую такой
процесс в
>программе, но, кажется, он не сводится к семантике,
так как не оперирует
>с фиксированными знаками - наборы сигналов никогда не
повторяются. Они
>имеют лишь общие подмножества, разные в разные моменты
времени.
>Ни на каком этапе выбора решения не требуется отсылка
>к подсознанию. Поэтому и говорят о цельности сознания.
?? Слишком упрощенная модель сознания.. :) Соображения об
'асс. множествах'
интересны.. Формальная семантика (классическая) - это лингвистическая
теория,
не психолингвистическая. Психосемантика также не решает
задачу развития моде-
лей внутренней репрезентации.. Представления когнитивного
типа (когнитивная
лингвистика) могут предложить модели без 'фикс. знаков'
- напр. т.н. интенси-
ональные сем. сети.
>Сознание "проговаривает" формулировки и
видит смысл в словах, а
>когнитивная система подаёт сигналы на мышцы языка
Проблему составляют именно эти самые 'смыслы' (наличие которых
'в' когн. систе-
ме и нужно мыслить; - а где же еще они резидируют? не в
'тонком' же ментале.. :) )
Можно говорить о смысловых (инфра)структурах сознания, о
смысловых состояниях соз-
нания, а можно оттолкнуться от более сильного утверждения,
- мол, cознание консти-
туируется самими смыслами.. Смысловые единства мотивов,
ожиданий и межсмысловых (!)
взаимодействий..
О детерминизме. - Мы должны подразумевать не естественно-казуальную
(напр. рецеп-
тивную) детерминацию (индукцию) смысловых структур, а аффективно-мотивационную,
ког-
да мотивационный 'вектор' сам является продуктом мотивац.
конфликта..
Тут очень интересно было бы порассуждать об атрибутах предметов
сознания. - (а) Яс-
ности (соответствии полагаемого и данного); (б) Горизонтности
(данности предмета всег-
да в опред. перспективах, c грузом соотв. импликаций), горизонте
как корреляте всех
компонентов неопределенности, о синтезе предмета сознания
по формуле Rn(A,Xn), где
R - отношение, предикат, X - другой предмет, а A - полюс
предикатных разнообразий,
инвариантное ядро предикатных многообразий, фактор регуляризации,
редукции многообра-
зий.. (в) Двухкопонентности (чувственно-предикативной 'наполненности').
По аналогии с (б). - Если сознание многомерная флуктуация,
то Я - фактор объективной
редукции (в кванто-мех. смысле по Пенроузу-Хамероффу)..
Я как данность сознания, кон-
струируемая различными модусами (механизмами) определенности
(телесностью, памятью
опыта самовосприятия, языком, соц. окружением)..
>Представление всегда конкретно.
Нет нужды цепляться к словам. Есть разные уровни абстракции.
Абстрактное представление абстракции конкретно? :) Если что-то
не так в опред. смысле, то это не значит, что это
не так ни в каком смысле.. :)
>>Такие схемы, разумеется, не отражают связь 'идей'
в мозгу-сознании.
>Отражают.
?? Различаем ли диффузные образные сети и устойчивые паттерны
значений? Эти диффузные
сети (связности) 'имеют' нелинейные коммутативные 'диаграммы'
- переменную топоорга-
низацию, когда разнесенные образы могут в актуальгенезе
функц. акта оказаться непо-
средственно связанными.. (т.е. вся сеть как бы перенормируется..)
Нежесткость взаимо-
связей опыта позволяет гибко 'наполнять' совокупности направленностей
сознания (смы-
словые предметы).
Всяческих удач
Хмур