Re[3]: Свобода воли и детерминизм

From: хмур ( x@x.x ) Date: 2001-03-08 14:05

Posted-From: 212.46.194.148

Здравия желаем

>механизм ассоциативного выбора решения такой же, как и механизм
>сознательного выбора.

Заливаешь. :) Если бы удалось визуализировать кортикальные активаци-
онные структуры, то мы бы увидели бы быстрое перемещение пульсирующего
фокуса максимальной активности (перетекание) из одной зоны мозга в
другую (висок-темя-лоб-затылок, левое полушарие-правое, кора-подкор-
ковые структуры), увидели бы сложные отношения между распределенными
и распределительными системами активного мозга. Субъективным корреля-
том этих процессов выступит 'шевеление' мыслеидей при интенсивном 'ду-
мании', при желании что-то понять.. Механизм асс. выбора на ур. когн.
системы - физика нелинейных активных сред (синергетические сети), мо-
делируемый более-менее успешно известными средствами, механизм же со-
знательно регулируемого выбора - эффект взаимодействия механизма I в
многоуровневой гетеросистеме (при понимании текста, скажем, происходит
интерпретация и на морфологическом уровне, и на семантическом, и на
образно-ассоциативном, и на метафорическом, и на контекстуальном (что
же там все-таки хотел сказать автор?)) и механизма II, связанного с
наличием потребностей высшего порядка (личностных), субъективных цен-
ностей (не просто мотивационная значимость вещей, но ценность некото-
рых идей, норм, имеющих экстраординарный эмоциональный, сверхсознатель-
ный статус). Мне кажется, что разделение на мех. I и II связано с нейро-
нальной и парасинаптической регуляцией мозговых 'информационных' кооп-
процессов (гипермедиаторные пространства).

>Сознание отражает состояния когнитивной системы без нарушения их
>последовательности. Только с небольшой задержкой во времени и с
>пропуском "автоматических", неощущаемых, подсознательных процессов. С
>точки зрения сознания это отражение "тождественно", так как ничего
>осознаваемого не пропускается - сознание тождественно самому себе.

Врешь :))) Как сам говоришь 'нет формального взаимно-однозначного
преобразования внутреннего представления во внешнее (образы сознания)'..
Тут проблема в том, что причинноэффективными могут быть не только низко-
уровневые процессы, но и высокоуровневые. Т.е. имеет место относительность
иерархической упорядоченности (медленные процессы порождают объекты, кото-
рые, 'погружаясь' (интериоризируясь) в 'базовые' слои, начинают принимать
участие в быстрых процессах, и наоборот - быстрые процессы порождают асс.
'связки', которые нет-нет, да и 'вывалятся' в сознание (динамич. новообразо-
вания, на которые срабатывают преднастроенные детекторы (сем. рецепторы)
новизны)..).

>..внутренние ассоциативные множества не представимы в виде языка.
>Ассоциативный поиск "выгодного"
>набора команд (сигналов) выполняется на уровне взаимодействия мозга с
>органами. Это можно формализовать и я использую такой процесс в
>программе, но, кажется, он не сводится к семантике, так как не оперирует
>с фиксированными знаками - наборы сигналов никогда не повторяются. Они
>имеют лишь общие подмножества, разные в разные моменты времени.
>Ни на каком этапе выбора решения не требуется отсылка
>к подсознанию. Поэтому и говорят о цельности сознания.

?? Слишком упрощенная модель сознания.. :) Соображения об 'асс. множествах'
интересны.. Формальная семантика (классическая) - это лингвистическая теория,
не психолингвистическая. Психосемантика также не решает задачу развития моде-
лей внутренней репрезентации.. Представления когнитивного типа (когнитивная
лингвистика) могут предложить модели без 'фикс. знаков' - напр. т.н. интенси-
ональные сем. сети.

>Сознание "проговаривает" формулировки и видит смысл в словах, а
>когнитивная система подаёт сигналы на мышцы языка

Проблему составляют именно эти самые 'смыслы' (наличие которых 'в' когн. систе-
ме и нужно мыслить; - а где же еще они резидируют? не в 'тонком' же ментале.. :) )
Можно говорить о смысловых (инфра)структурах сознания, о смысловых состояниях соз-
нания, а можно оттолкнуться от более сильного утверждения, - мол, cознание консти-
туируется самими смыслами.. Смысловые единства мотивов, ожиданий и межсмысловых (!)
взаимодействий..
О детерминизме. - Мы должны подразумевать не естественно-казуальную (напр. рецеп-
тивную) детерминацию (индукцию) смысловых структур, а аффективно-мотивационную, ког-
да мотивационный 'вектор' сам является продуктом мотивац. конфликта..
Тут очень интересно было бы порассуждать об атрибутах предметов сознания. - (а) Яс-
ности (соответствии полагаемого и данного); (б) Горизонтности (данности предмета всег-
да в опред. перспективах, c грузом соотв. импликаций), горизонте как корреляте всех
компонентов неопределенности, о синтезе предмета сознания по формуле Rn(A,Xn), где
R - отношение, предикат, X - другой предмет, а A - полюс предикатных разнообразий,
инвариантное ядро предикатных многообразий, фактор регуляризации, редукции многообра-
зий.. (в) Двухкопонентности (чувственно-предикативной 'наполненности').
По аналогии с (б). - Если сознание многомерная флуктуация, то Я - фактор объективной
редукции (в кванто-мех. смысле по Пенроузу-Хамероффу).. Я как данность сознания, кон-
струируемая различными модусами (механизмами) определенности (телесностью, памятью
опыта самовосприятия, языком, соц. окружением)..

>Представление всегда конкретно.

Нет нужды цепляться к словам. Есть разные уровни абстракции. Абстрактное представление абстракции конкретно? :) Если что-то не так в опред. смысле, то это не значит, что это
не так ни в каком смысле.. :)

>>Такие схемы, разумеется, не отражают связь 'идей' в мозгу-сознании.
>Отражают.

?? Различаем ли диффузные образные сети и устойчивые паттерны значений? Эти диффузные
сети (связности) 'имеют' нелинейные коммутативные 'диаграммы' - переменную топоорга-
низацию, когда разнесенные образы могут в актуальгенезе функц. акта оказаться непо-
средственно связанными.. (т.е. вся сеть как бы перенормируется..) Нежесткость взаимо-
связей опыта позволяет гибко 'наполнять' совокупности направленностей сознания (смы-
словые предметы).

Всяческих удач
Хмур