Свобода воли

From: Eugene Kornienko ( korn@glasnet.ru ) Date: 1999-08-30 00:11

Я считаю, что феномену свободы воли можно дать такое определение,
которое не привязано к человеку. Значит, и сама способность к свободному
выбору доступна не только людям. В дальнейшем, это определение можно
уточнять, но первоначальное определение должно исходить от первой
персоны, от того, кто (субъективно) считает себя обладателем свободы
воли.

Свобода воли - это моя способность принимать различные
решения в абсолютно одинаковых обстоятельствах.

С позиции первой персоны я не могу сделать умозаключение о том, что я
обладаю свободой воли, пока ни одно из решений ещё не принято. Может
быть, что-то ещё заставит меня сделать окончательный выбор. Но после
принятия (и начала исполнения) решения у меня возникает впечатление о
моей свободе воли, так как я знаю, что я уже принял решение и я помню
другие возможные решения, которые я мог бы принять, но не захотел.

Получается, что "свобода воли" - это не только особая способность
принимать решение, но также и способность удерживать в памяти несколько
возможных решений. Без такого последующего обдумывания возможных решений
"свобода воли" превращается в неосознаваемый (потому что нет обдумывания
или воспоминаний) случайный выбор одного из равновероятных путей. Но мы
называем свободой воли именно свойство сознательного опыта.

Обратите внимание, что никакие моральные или биологические потребности
или что-то специфически человеческое не используется в таком определении
свободы воли с точки зрения первой персоны.

Суждение о свободе воли третьей персоны более трудно. Я делаю вывод о
том, что моя кошка обладает свободой воли, потому что в "абсолютно
одинаковых обстоятельствах" она иногда ворует сосиски со стола, а иногда
нет. Здесь можно ошибиться и не заметить, что обстоятельства не
"абсолютно одинаковы".

Если согласиться с такой трактовкой свободы воли, то она становится
точным признаком наличия сознания, потому что "обдумывание или
воспоминания" - это признаки осознавания.

Значит, обладание свободой воли, которое можно наблюдать по поведению
третьей персоны, является достаточным признаком наличия сознания.

Хотя я и уверен в своей свободе воли, но я вижу, что с точки зрения
первой персоны - это лишь впечатление, ощущение, логическое
умозаключение, а не какая-то "свободно выбирающая сила". Технически,
принятие решение само по себе происходит неизбежно, так как время не
остановить. Одно или другое решение, или "отсутствие решения"
обязательно произойдёт. Этот факт не требует никакой особой воли.

Но мы знаем, что есть "воля", работающая и до принятия решения. Это
переживания и размышления, связанные с выбором. В них участвуют и
мораль, и биологические потребности, и человеческая (или кошачья)
культура. Здесь может потребоваться и "сила-воли". Но все эти явления не
наблюдаемы с точки зрения третьей персоны.

Eugene Kornienko