Re[4]: Eliza - психолог? :)

From: Губин В.Б. ( VBGubin@adm.pfu.edu.ru ) Date: 1999-08-30 16:45

> Я в поисках правильного критерия живого пришел к выводу, что
> единственной существенной границей между живым и неживым
> является наличие ощущения, хотя бы простейшего - типа "хорошо-плохо".

Лучше считать это не признаком жизни, а признаком начального уровня
сознания.

Не лучше. Начальный уровень сознания и есть граница жизни. На любой менее мощный критерий живого можно найти очевидный контпример. Об этом см. мою книгу "Физические модели и реальность" (1993) и статьи на сайте http://www.pfu.edu.ru/~vgubin
(который я в прошлый раз забыл указать)

> Его, между прочим, нельзя проверить с помощью измерений.
> Ощущение не сводится к физическим переменным.

Это не совсем так. Чужое ощущение, конечно, не измеришь. Но есть
корреляции между определёнными типами эмоций и концентрацией
определённых гормонов или других нейроактивных веществ в организме.

Это в нашем земном мире вы ориентируетесь, но вообще говоря вариантов может быть много, так что в общем случае определить физико-химическими методами наличие, например, боли у объекта - невозможно.

> По-видимому, дело в том, что ощущение (и более высокие уровни
> субъективного) - это системное явление, а физика измеряет
> элементарное. По-видимому, системные явления замыкаются в
> себе, и их извне можно увидеть только другим системным
> явлением - умом, а не простым физическим прибором.

Всё, чем занимается физика, не увидеть без "ума". Другими словами,
никакой вольтметр не поможет обнаружить "вольты" тому, кто никогда о
них не слышал.

А боль на увидеть (в общей случае) через физические приборы и тому, кто о ней хорошо знает.
Особых физических приборов на боль, применимых в любом мире (с любыми материальными носителями и структурами), не может быть, в то время как тестер на электрическое поле - пожалуйста. И об этом на моем сайте (и о том же у Дж.Вейценбаума).
Наличие боли у другого объекта может быть только осознано после ряда испытаний (да и то не абсолютно достоверно, если говорить формально) - совершенно так же, как можно отличить человека от бесчувственного компьютера только после практики, возможно очень большой - кажется, это называлось когда-то тестом Тьюринга (если мне память не изменяет, очень уж давно это было. Кстати, этот тест весьма смахивает на критерий общественно-исторической практики, как и должно было бы быть).

Всего хорошего. В.Б.Губин.