Re[1]: А что такое ии?

From: Eugene Kornienko ( korn@glasnet.ru ) Date: 2000-01-23 22:54

2000-01-22 Muravjov Artem ( muravjoff@mtu-net.ru ) пишет

> Насчет теста с собеседником: да вещь субъективная, но данные можно
> усреднить, и, я думаю, получится довольно значимая оценка

Когда говорят о сравнении искусственного разума с человеческим разумом,
то почему-то имеют в виду, что искусственный разум, когда он будет
создан, сразу же станет сравним с человеческим.

Любая вещь создаётся (разрабатывается) постепенно, от простого к
сложному. Возможность сравнения с человеком - это не первый, а последний
этап в создании искусственного разума. После этого этапа, человеческий
разум перейдёт в категорию "прочие смышлёные создания природы".

> Аппроксимация человека: ИИ я понимаю как возможность, для начала,
> разговора и соответственно *обмена* информацией с грудой железа.

Как можно считать "началом" то недалёкое время когда с железом станет
возможно поговорить по душам, когда оно перейдёт из разряда магнитофона
и попугая в разряд интересного собеседника... Для железа это будет
началом, а для биологического разума - это будет финалом.

Начало происходит сейчас, когда мы проясняем постановку задачи.

> Согласитесь, для людей речь - единственное, что отличает нас от
> животных (социальное поведение и проч. - по относит. объему информ.
> малы).

Есть такой античный афоризм:
Человек отличается от животных тем, что у него есть свобода воли
- он ест, даже когда не хочет.

> имеющаяся "популярная" система понятий (сознание, интеллект, воля,
> характер) неприемлема для описания соответствующих процессов и,
> следовательно, научной дискуссии на эту тему.

Для начала сойдёт любая система понятий. Просто её придётся уточнять по
мере более подробного изучения работы сознания.

> два с субъективной точки зрения различных процесса: мысленное
> движение рукой и такое же реальное различаются в ЦНС только
> амплитудой активации соответствующих руке зон коры.

Хороший пример.

> 2-ой пример: сон - его определенные периоды идентичны бодрствованию.

Объективно идентичны в рамках определённой модели.
Но субъективно, человек "теряет сознание" на время сна.

> 3-й пример: многие нервные процессы человеком субъективно просто не
> ощущаются.

Строго говоря, никакие нервные процессы не ощущаются. То, что мы
ощущаем, qualia, не является нервным процессом: желтизна жёлтого,
болезненность боли.

Субъективное ощущение - это идеальная надстройка над различными
информационными и биохимическими процессами.

> 4-й пример: когда вы в 40 лет складываете 2+2, или делаете что-нибудь
> привычное, простое и безусловное, не "задумываясь" - это интеллект
> или нет?

Тоже хороший пример. Я думаю, что сознание работает в период "трудной
учёбы". А когда действие освоено до автоматизма, оно выполняется почти
бессознательно.

> Мозг и "интеллект" должны и уже изучаются в системе объективных
> понятий, т.е. "воткнули" электрод в мозги или засунули человека в
> томограф, записали - на основе этого построили гипотезу.

Это верно. Но в такой, традиционно "научной" постановке невозможно
узнать, откуда берутся ощущения. Переход от объективного научного
эксперимента к личному ощущению и есть самая трудная задача теории
сознания.

> Кстати интересно было бы узнать, кто в какой области причастен к ИИ,
> а также есть ли среди Вас люди работающие с высокопроизводительным
> железом.

Железа у меня нет. В ИИ я любитель.

Eugene Kornienko