Re[1]: Свобода воли vs детерминизм
From: Eugene Kornienko ( korn@online.ru ) Date: 2001-03-05 10:59
2001-02-25 хмур пишет
> если бы политика модеров не была бы такой драконовской,
:) то наш
> диалог с ВикториуСом и приблуждал бы :) обратно к этой
проблематике..
> Скальпелем цензора...
> Бритва Оккама...
> тесак Фредди Крюгера...
Victor S. и Хмур, я стёр 4 ваших сообщения о чёрных дырах
не только
потому, что это оффтопик. Действительно, разговоры о физике
в нашей
конференции могут привести к вопросу о реальности или иллюзии
свободы
воли. Но и за фактические ошибки. Или (1) я позволяю вам
"знатокам",
пудрить нам мозги, или (2) вступаю в дискуссию о чёрных
дырах,
нарушая правила. Пришлось выбрать (3) Соломоново решение.
:)
> Нич-чо не понял.. :) Если сознательный выбор - эпифеномен,
то св. в. -
> псевдопонятие.
Свобода воли реализуется уже на уровне когнитивной системы.
Сознание,
тождественно связанное с этой системой, осознаёт (регистрирует)
свободный выбор и присваивает себе его результат. Это не
иллюзия, а
скорее "психологическая установка". Иллюзия отрывала
бы субъекта от
реальности, а сознание своей свободы воли, напротив, помогает
в реальном
(внешнем, материальном) мире.
> с др. стороны, в представлениях об устройстве мира
прочно укоренились
> идеи о фундаментальной роли динамического хаоса
Я вынес в название слово "детерминизм", чтобы подчеркнуть,
что свобода
воли не противоречит даже детерминистической физике. А вообще,
физика
может быть любой, лишь бы она допускала создание системы,
обладающей
способностью к универсальному научению (самообучению).
> Давайте покопаемся в концепции бисети: один компонент
бисети несет
> описание мира, себя и сопряженного компонента на языке
L1, а второй
> - на L2.
> Т.е. ИИ отсылает к феномену заторможенного решения:
апология разума -
> выявление альтернатив, их детализация, многокритериальное
сравнение
> (в т.ч. и по ценностным шкалам, эстетическим свойствам),
и, наконец,
> решение выбора.
По моим представлениям, язык - это средство общения и обозначения.
Он
развился после появления сознания.
Если сознательной (ощущающей) машине дать орган речи и слуха
и поиграть
с ней, то она научится говорить. При этом никаких слов,
языков, понятий
в её мозгу как не было, так и не будет.
Наверно, это трудно понять, раз уж я так много повторяю, и
всё
безуспешно, что понятия возникают в сознании, а не в мозге.
Это
идеальные объекты. Их не требуется моделировать при помощи
"материальных" семантических сетей.
Не требуется, но можно и полезно. Сети могут принадлежать
(конкретным)
органам, а не (абстрактному) мозгу. В силу абстрактности,
мозг не
допущен к конкретным данным, иначе он не смог бы научиться
чему-угодно
заранее неизвестному, как мозг человека.
> ЕИ умеет быстро принимать решения в 'экологичных'
задачах, в
> задачах же, требующих 'информационного' обеспечения
(напр. типа
> шахмат, типа меддиагностики, типа управления портом,
судебным
> процессом), когда быстрые интуитивные решения лишь
следствие
> достаточного опыта и хорошо организованных знаний,
он довольно
> медлителен
Верно. И вот здесь могут помочь сети, базы данных и прочие
средства
механизации умственного труда. Можно дать роботу особый
орган,
просчитывающий партию на 10 ходов вперёд. Если всё устроить
правильно,
то у искусственного существа появится не "ясное понимание"
а "тонкое
ощущение" шахматной позиции.
> Какой свободный выбор в сложной (ответственной!)
проблемной
> ситуации?? Железная детерминированность
Выбирайте, или железная детерминированность, или сознание.
В тех
случаях, когда свобода воли не нужна, и когда можно точно
рассчитать
нужное решение, тогда не нужно никакого сознания.
EK