Свобода воли и детерминизм
From: хмур ( x@x.x ) Date: 2001-03-05 22:01
Posted-From: 212.46.197.11
Привет
Жень, я конечно секу, что за прерикания с высшими силами форума
можно и огрести по полной программе :), но, ей богу, не
понимаю, о
каких "фактических ошибках" ты упомянул. Должно
быть это столь вопию-
щие покушения на основы Знания, что мессаги, содержащие
их, действи-
тельно, достойны изничтожения без предупреждения. Мы тоже
обеспокоены
нестерильностью чистоты мозгов нашей общественности.. :)
..А все-таки
в мире есть прогресс: раньше терминировали ""знатоков"",
теперь - их
опусы.. а нефиг мозги пудрить.. (!) :) Дискуссия м.н.с и
замдиректора
по кадрам - исход единственен..
>Свобода воли реализуется уже на уровне когнитивной
системы. Сознание,
>тождественно связанное с этой системой, осознаёт (регистрирует)
>свободный выбор и присваивает себе его результат.
Если выбор детерминирован 'когнитивной системой' (согласимся),
то он не
'свободен'. Он совершается в рамках известных диспозиций
(условия, установ-
ки, задача, состояние 'решателя' etc). Бессознательные умозаключения,
взве-
шивание альтернатив по неосознаваемым эмоциональным реакциям,
которые эти
варианты решения вызывают, и прочая. Финальные стадии процесса
поиска ре-
шения задачи выбора, получающие словесное (или эмоциональное
- чувство, что
вот-вот процесс 'сойдется' и выбор будет сделан) выражение,
осознаются. И
здесь вот что интересно. - На каком 'языке' осуществляются
эти самые бессоз-
нательные 'умозаключения'? Можно ли вообще подразумевать
достаточно сложную
обработку усвоенного ЕЯ-описания проблемной ситуации логико-языковыми
сред-
ствами?? Или бессознательное оперирует образно-схематическими
и собственно
семантическими кодами понятий?? Очень интересно также следующее.
- Осознали
результат выбора. И НЕ согласились с ним. Санкционировали
доппоиск сведений
об альтернативах, о способах их сравнения, о критериях их
оценки, целях. Расши-
рили контекст рассмотрения. Переформулировали проблему,
'взглянули на нее с др.
стороны'. Ждем нового решения. Ага, вот оно.. Уже получше..
Получается, что
наше бессознательное не корреспондирует с системой ценностей
нашего Я, иначе
бы оно не подсовывало бы нам решения, не проходящие цензуру
сознания. Трудность
как раз в том, что требутся уяснить себе теоретически, как
именно организованны
рефлективные процессы, которые допускают такие расслоения:
наши 'ценности' -
это тоже ведь понятия, так почему же они изначально плохо
учитываются бессозна-
тельными процессами поиска решения?.. Похоже, есть здесь
одна тонкость..
>В тех случаях, когда свобода воли не нужна, и когда
можно точно рассчитать
>нужное решение, тогда не нужно никакого сознания.
Как отметил выше, cв.в. - 'плохое', неконструктивное понятие.
Хотя мы понимаем,
что им обозначается. Вот это самое нередуцируемое участие
сознания в процессе
поиска решения. О чем и нужно размышлять. Ясно, что одного
ощущуния мало для
сознания, необходим некоторый минимум языкового опыта, чтобы
машина хоть упот-
ребляя 'Я', сопровождала бы эту реляцию специфическими внутренним
реакциями.
Какими - вопрос к проектантам.. :)
>Наверно, это трудно понять, раз уж я так много повторяю,
и всё
>безуспешно, что понятия возникают в сознании, а не в
мозгу. Это
>идеальные объекты. Их не требуется моделировать при
помощи
>"материальных" семантических сетей.
>Не требуется, но можно и полезно. Сети могут принадлежать
(конкретным)
>органам, а не (абстрактному) мозгу.
Не будем с философских позиций обсуждать соотношение материальных
и
идеальных сущностей. Все эти параллелизмы, редукционизмы
и интеракцио-
низмы вряд ли сейчас уместны. Будем говорить о чуть более
конкретном.
"Материальные" сем. сети - это коннекционизм.
Пусть их представление в
программном коде абстрактно, но логически изоморфность с
графическим обра-
зом, пространственной схемой сохраняется. Такие схемы, разумеется,
не отра-
жают связь 'идей' в мозгу-сознании. Они как слепок. Если
они большие, то
их 'исчисление' практически полезно. Универсальный алгоритм
обучения было
бы полезно настроить на работу по построению и управлению
таким сетями.
Далее. Сетевая репрезентация картины/описания мира - одна
из возможных.
Когда биоморф (жучок с нейросистемой на транзисторах) адаптируется
к среде
(может бегать по препятствиям), то мы имеем некое динамическое
описание
среды на языке воплощенных слабосвязанных динсистем. Примерно
об этом я
говорил, упоминая бисеть L1-L2.. И понятия сознания 'воплощены'
в мозговую
динамику. Ее можно описать не обязательно через нейросети,
а через абстрак-
тные структуры связности..
Всего хорошего
Хмур