Свобода воли и детерминизм

From: хмур ( x@x.x ) Date: 2001-03-05 22:01

Posted-From: 212.46.197.11

Привет

Жень, я конечно секу, что за прерикания с высшими силами форума
можно и огрести по полной программе :), но, ей богу, не понимаю, о
каких "фактических ошибках" ты упомянул. Должно быть это столь вопию-
щие покушения на основы Знания, что мессаги, содержащие их, действи-
тельно, достойны изничтожения без предупреждения. Мы тоже обеспокоены
нестерильностью чистоты мозгов нашей общественности.. :) ..А все-таки
в мире есть прогресс: раньше терминировали ""знатоков"", теперь - их
опусы.. а нефиг мозги пудрить.. (!) :) Дискуссия м.н.с и замдиректора
по кадрам - исход единственен..

>Свобода воли реализуется уже на уровне когнитивной системы. Сознание,
>тождественно связанное с этой системой, осознаёт (регистрирует)
>свободный выбор и присваивает себе его результат.

Если выбор детерминирован 'когнитивной системой' (согласимся), то он не
'свободен'. Он совершается в рамках известных диспозиций (условия, установ-
ки, задача, состояние 'решателя' etc). Бессознательные умозаключения, взве-
шивание альтернатив по неосознаваемым эмоциональным реакциям, которые эти
варианты решения вызывают, и прочая. Финальные стадии процесса поиска ре-
шения задачи выбора, получающие словесное (или эмоциональное - чувство, что
вот-вот процесс 'сойдется' и выбор будет сделан) выражение, осознаются. И
здесь вот что интересно. - На каком 'языке' осуществляются эти самые бессоз-
нательные 'умозаключения'? Можно ли вообще подразумевать достаточно сложную
обработку усвоенного ЕЯ-описания проблемной ситуации логико-языковыми сред-
ствами?? Или бессознательное оперирует образно-схематическими и собственно
семантическими кодами понятий?? Очень интересно также следующее. - Осознали
результат выбора. И НЕ согласились с ним. Санкционировали доппоиск сведений
об альтернативах, о способах их сравнения, о критериях их оценки, целях. Расши-
рили контекст рассмотрения. Переформулировали проблему, 'взглянули на нее с др.
стороны'. Ждем нового решения. Ага, вот оно.. Уже получше.. Получается, что
наше бессознательное не корреспондирует с системой ценностей нашего Я, иначе
бы оно не подсовывало бы нам решения, не проходящие цензуру сознания. Трудность
как раз в том, что требутся уяснить себе теоретически, как именно организованны
рефлективные процессы, которые допускают такие расслоения: наши 'ценности' -
это тоже ведь понятия, так почему же они изначально плохо учитываются бессозна-
тельными процессами поиска решения?.. Похоже, есть здесь одна тонкость..

>В тех случаях, когда свобода воли не нужна, и когда можно точно рассчитать
>нужное решение, тогда не нужно никакого сознания.

Как отметил выше, cв.в. - 'плохое', неконструктивное понятие. Хотя мы понимаем,
что им обозначается. Вот это самое нередуцируемое участие сознания в процессе
поиска решения. О чем и нужно размышлять. Ясно, что одного ощущуния мало для
сознания, необходим некоторый минимум языкового опыта, чтобы машина хоть упот-
ребляя 'Я', сопровождала бы эту реляцию специфическими внутренним реакциями.
Какими - вопрос к проектантам.. :)

>Наверно, это трудно понять, раз уж я так много повторяю, и всё
>безуспешно, что понятия возникают в сознании, а не в мозгу. Это
>идеальные объекты. Их не требуется моделировать при помощи
>"материальных" семантических сетей.
>Не требуется, но можно и полезно. Сети могут принадлежать (конкретным)
>органам, а не (абстрактному) мозгу.

Не будем с философских позиций обсуждать соотношение материальных и
идеальных сущностей. Все эти параллелизмы, редукционизмы и интеракцио-
низмы вряд ли сейчас уместны. Будем говорить о чуть более конкретном.
"Материальные" сем. сети - это коннекционизм. Пусть их представление в
программном коде абстрактно, но логически изоморфность с графическим обра-
зом, пространственной схемой сохраняется. Такие схемы, разумеется, не отра-
жают связь 'идей' в мозгу-сознании. Они как слепок. Если они большие, то
их 'исчисление' практически полезно. Универсальный алгоритм обучения было
бы полезно настроить на работу по построению и управлению таким сетями.
Далее. Сетевая репрезентация картины/описания мира - одна из возможных.
Когда биоморф (жучок с нейросистемой на транзисторах) адаптируется к среде
(может бегать по препятствиям), то мы имеем некое динамическое описание
среды на языке воплощенных слабосвязанных динсистем. Примерно об этом я
говорил, упоминая бисеть L1-L2.. И понятия сознания 'воплощены' в мозговую
динамику. Ее можно описать не обязательно через нейросети, а через абстрак-
тные структуры связности..

Всего хорошего
Хмур