Re[1]: Свобода воли и детерминизм
From: Eugene Kornienko ( korn@online.ru ) Date: 2001-03-07 11:12
On 2001-03-05 хмур пишет
> о каких "фактических ошибках" ты упомянул.
Должно быть это столь
> вопиющие покушения на основы
Не вопиющие. В сочетании с онтопиком они были бы допустимы.
Напишите мне
письмо, и я отвечу подробнее.
>> Свобода воли реализуется уже на уровне когнитивной
системы. Сознание,
>> тождественно связанное с этой системой, осознаёт
(регистрирует)
>> свободный выбор и присваивает себе его результат.
> Если выбор детерминирован 'когнитивной системой'
(согласимся), то он
> не 'свободен'.
Он не детерминирован, а осуществляется когнитивной системой.
Причём
механизм ассоциативного выбора решения такой же, как и механизм
сознательного выбора.
У меня в программе выбор происходит в результате сравнения
успешности
различных предполагаемых действий. Оценка успешности всё
время
колеблется около некоторого динамического равновесия, и
может
перескочить к другому локальному оптимуму. Часто выбор зависит
от
момента начала действия. Было бы время подумать, и решение
было бы
другим.
Однако сознание оперирует с представимыми (отображаемыми на
мир)
образами, а мозг (главный мотор когнитивной системы, изолированный
от
внешнего мира) оперирует с множествами внутрисистемных сигналов.
По-моему, эти внутренние ассоциативные множества не представимы
в виде
языка, а внешние образы - представимы (но тоже частично).
Поэтому нет
формального взаимно-однозначного преобразования внутреннего
представления во внешнее.
Смысл "успешности" для сознания субъекта и для организма
этого субъекта
могут здорово различаться. Один имеет цель "очищение
путём воздержания",
а другой - "желание быть сытым". В результате,
эти (и другие) мотивы,
конкурируя друг с другом, приводят к выбору только одного
решения,
например, воздержания. Это происходит благодаря психологической
установке, технический смысл которой в том, чтобы запутать
естественные
ассоциативные пути от "воздержания" к биологически
обусловленному
удовлетворению. Например, можно приучить человека к временному
"духовному" удовлетворению.
Сознание отражает состояния когнитивной системы без нарушения
их
последовательности. Только с небольшой задержкой во времени
и с
пропуском "автоматических", неощущаемых, подсознательных
процессов. С
точки зрения сознания это отражение "тождественно",
так как ничего
осознаваемого не пропускается - сознание тождественно самому
себе.
Поэтому я должен признать, что свободный выбор осуществляет
сама
когнитивная система. Осознание процесса выбора не замечает
никакого
детерминизма. Сознание уверено, что оно полностью контролирует
весь
процесс выбора. Оно строго следит за ним и отождествляет
эту слежку с
контролем, так как это никогда не приводило к логической
ошибке.
> Или бессознательное оперирует образно-схематическими
и
> собственно семантическими кодами понятий??
Есть 2 "бессознательных" механизма размышления.
Первый - это автоматизировавшийся от частого повторения сознательный
процесс. Он использует точно такие же чувственные образы
(выражаемые
средствами языка), как и осознаваемые рассуждения.
Второй - это объективный процесс ассоциативного поиска "выгодного"
набора команд (сигналов), выполняемый на уровне взаимодействия
мозга с
органами. Это можно формализовать и я использую такой процесс
в
программе, но, кажется, он не сводится к семантике, так
как не оперирует
с фиксированными знаками - наборы сигналов никогда не повторяются.
Они
имеют лишь общие подмножества, разные в разные моменты времени.
> Осознали результат выбора. И НЕ согласились с ним.
Санкционировали
> доппоиск сведений об альтернативах, о способах их сравнения,
о
> критериях их оценки, целях. Расширили контекст рассмотрения.
> Переформулировали проблему, 'взглянули на нее с др.
стороны'. Ждем
> нового решения. Ага, вот оно.. Уже получше.. Получается,
что наше
> бессознательное не корреспондирует с системой ценностей
нашего Я,
> иначе бы оно не подсовывало бы нам решения, не проходящие
цензуру
> сознания.
В терминах осознаваемого выбора это выглядит так: я принял
решение, но
до того, как начал его выполнять, передумал, решил рассмотреть
проблему
с другой стороны. Ни на каком этапе выбора решения не требуется
отсылка
к подсознанию. Поэтому и говорят о цельности сознания.
> Ясно, что одного ощущения мало для сознания, необходим
некоторый
> минимум языкового опыта, чтобы машина хоть употребляя
'Я',
> сопровождала бы эту реляцию специфическими внутренним
> реакциями. Какими - вопрос к проектантам.. :)
Язык используется сознанием, а не мозгом. Мозг работает с
сигналами,
например с командами, подаваемыми на голосовые связки и
язык. А сознание
воспринимает это в терминах ощущений, то есть, как звучащий
голос.
Сознание "проговаривает" формулировки и видит смысл
в словах, а
когнитивная система подаёт сигналы на мышцы языка (и других
органов),
чтобы удовлетворить основные биологические потребности организма.
> "Материальные" сем. сети - это коннекционизм.
Да.
> Пусть их представление в программном коде абстрактно
Представление всегда конкретно.
> но логически изоморфность с графическим образом,
пространственной
> схемой сохраняется. Такие схемы, разумеется, не отражают
связь 'идей'
> в мозгу-сознании.
Отражают.
> Универсальный алгоритм обучения было бы полезно настроить
на работу по
> построению и управлению таким сетями.
Это можно. Для этого нужно придумать, как из семантической
сети сделать
эффективный орган. Например, это может быть "орган
чтения текста" и
"орган формирования текста". Но проще, научить
робота языку, как
человека.
On 2001-03-07 Victor S. ( victor_0@mail.ru ) пишет
> Почему вообще vs?
> Почему вообще люди считают, что свобода воли как-то
противоречит
> детерминизму?
> Свободой воли мы называем просто возможность сознательного
выбора
> между некоторыми возможными сценариями.
Не сознательного, а осознаваемого. Человек может выбрать решение
"случайно". Он замечает (осознаёт) это и убеждается
в своей свободе
воли, так как он мог бы случайно выбрать и другое решение.
> когда человек ставит задачу случайного выбора, то
он непременно
> использует бессознательные механизмы, то есть это уже
не есть
> проявление свободы воли. Человек просто перекладывает
решение
> на свой бортовой компьютер. Впрочем, как показал др.
Фрейд,
> последний тоже весьма неважно справляется с функцией
ГСЧ.
Он придумывает не совсем случайные числа, но он
уверен, что придумывает их "свободно".
> в чём св. воли противоречит детерм.?
Традиционно детерминизм происходит от механистического описания
природы.
Если положения и скорости всех частиц заданы, то можно посчитать
их
дальнейшие траектории. Поскольку человек, как и всё в природе,
состоит
из таких же частиц, подчиняющихся законам механики, то все
его действия
предопределены.
Мне дали координаты и скорости частиц, составляющих мистера
А, и я
рассчитал, каковы будут эти координаты и скорости ровно
через 100 минут
и далее в течение 1 минуты. Я сказал об этом мистеру А,
а он ответил,
что постарается быть в другом месте, делать другие движения,
и говорить
другие слова, чем это следует из моих расчётов. Ха-ха, пусть
попробует
нарушить законы Природы!
После развития статистической механики и квантовой динамики
детерминизм
приобрёл более мягкую форму. Человек - это часть физического
мира. Его
тело подчиняется законам физики. Законы физики не предусматривают
никаких "желаний" или "свободного выбора".
Поэтому положение мистера А
через 100 минут и далее в течение 1 минуты строго следует
из его
положения и движения в данный момент с некоторой точностью,
которая тоже
задаётся законами природы, а не желаниями мистера А. Я могу
посчитать,
где он будет находиться, как он будет двигаться и что говорить.
Этот
расчёт даст среднее значение и диапазон. И пусть он попробует
уклониться, ха-ха, и выйти за предписанные Природой нормы!
Я считаю, что он действительно не сможет уклониться, однако
задаваемые
нам диапазоны достаточно широки.
И всё же сознание не заметит насилия над своей свободой воли,
даже если
бы мир починялся законам классической механики. Мистер А
подумает, ну
ладно, не буду портить вам настроение и поступлю так, как
велят расчёты.
> Не существует строгого феноменологического критерия
существования
> сознания, так как любая формализованная функция может
быть сразу
> же воспроизведена на той же машине Тьюринга. Но кто
сказал, что
> не существует структурного критерия?
Вот именно. Я считаю, что машина, устроенная так, что она
способна к
универсальному научению (самообучению), получит ощущения
и сознание. А
устройство машины (в том числе и человека) можно проверять
и
перепроверять сколько угодно. Выходит, что критерий возможности
развития
сознания есть.
> если не существует вообще никакого критерия, по которому
точно можно
> отличить сознательную систему от бессознательной, то
это означает
> либо панпсихизм, либо непознаваемость и нематериальность
сознания,
> т. е. объективный идеализм.
Не так просто. Нет критерия наличия сознания. Но есть критерий
того, что
данная система приобретёт сознание при взаимодействии с
внешним миром.
Поскольку, такого взаимодействия нельзя избежать, то из
потенции
быть сознательным следует обязательное развитие сознания.
EK