Свобода воли у животных (2 хмур)

From: 3DValeri Anisimov ( va@mail.rcom.ru ) Date: 2001-03-22 22:24

Привет.

Сыт я по горло,
До подбородка,
Даже от конфов я стал уставать,
Лечь бы на дно как подводная лодка,
И позывных не передовать!

Короче, что-то мне все более и более лениво увязать в
бесконечных, тягучих спорах по поводу беллитристики...
Но пока еще есть силы, продолжим понемногу.

> Если некоторая система обработки информации отчет о внутренних
> состояниях выдает в терминах своих желаний и целей, способна к
> нетривиальному анализу своих мотивов, объясняя свое поведение,
> и если программист уверен, что это не чистая имитация, то возни-
> кает два вопроса: возможна ли такая ситуация, и если запрета не
> нее нет, что это будет значить??

По поводу имитации см. мою переписку с Виктором С.
По поводу отчетов о своих желаниях и целях, нетривиальному
анализу мотивов поведения и т.д. как признаках сознания
отсылаю к трудам Фрейда.
Последние два риторических вопроса оставляю висящими
в воздухе.

> Давай поконкретнее. Люди - в т.ч. и животные. Но НИКТО НИКОГДА не ви-
> дел того, что вытворяют люди ЧИСТО в поведенческом плане, в мире жи-
> вотных. Экстремальные виды спорта (способность к риску),

Экстремальные виды спорта они того - довольно дорогие,
так что не каждый хозяин может позволить своей псине ими
заниматься :) Но, тем не менее, есть подвижники. Как то по
телику покаывали собаку, которая, например, с удовольствием
катается на водных лыжах...

> элементарная глупость (способность к НЕцелесообразному поведению: 'а я вот
хочу!'),

У моей тещи кот, когда она его не пускала гулять, начинал ей на
зло делать всякие гадости. Ну там то в тапочки написает, то
телефонный провод перегрызет, то еще что... И ведь прекрасно
знал, что будет после этого бит, но все равно делал ЕЙ НА ЗЛО.
Можно назвать это волей, можно глупостью, но его поведение
с точки зрения целесеобразности критики явно не выдерживало.

> эксцессы религиозного подвижнечества (способность трансформировать му-
> чение в удовольствие),

Здесь сказать ничего не могу :)

> криминальная и сексуальная патология

??? Типа "не хочу в попку, но у меня есть воля, и я это сделаю!",
так что ли? Или не хочу воровать, но надо, значит надо?

> и прочая в том же духе. - Человеческая этология, по-моему,
> и ты наверное согласишься, отличается от поведения высших
> приматов довольно сильно, если не сказать принципиально.
> Воля, не просто как рефлекс сопротивления принуждению
>(что верно, и что присуще животным также), а как стремле-
> ние реализовать сознательное/подсознательное намерение..
> (т.е. я имею в виду сформированность цели поведения, как
> она представлена в психике, с участием чисто человеческих,
> (анти)социально-(анти)культурных абстрактных психич.
> образований). Чего мы не наблюдаем в животном по-
> ведении. Драйв голода VS самопринуждение к голоданию. 'Воля' к жизни
> VS сила воли аскета.

Известны случаи, когда собака умирала на могиле хозяина.
Некоторые собаки-санитары спасали раненых на поле боя
даже ценой собственной жизни и т.д.

> Я допускаю, что особенности поведения некоторых
> особей можно интерпретировать как 'обман', 'хитрость' etc, но мне сло-
> жно принять определение животного поведения как волевого (даже в ред-
> ких случаях самостоятельного возвращения увезенных домашних животных).
> Cпособность к выбору в буридановой ситуации не есть проявление воли.
> Есть такое понятие (как психологическая категория) как деятельность.
> Без волевой регуляции она невозможна (я нечто делаю потому, что дол-
> жен, что 'так надо', а не потому, что я этого хочу; или цель так отда-
> ленна, что практически недостижима). Мотивационные конфликты человека
> гораздо сложнее животных; способы их разрешения также претерпели су-
> щественное изменение у человека как социально-культурного животного..
> Волевое действие подразумевает помимо прочих компонентов еще и кон-
> троль реализации плана действия, который у 'нас' в отличие от живот-
> ных может быть представлен внечувственными (несенсорными) образами
> ('подготовлюсь к десятому').

И здесь не все так просто. Например обязьяны, обученные языку жестов,
способны понимать и даже использовать некоторые абстрактные понятия,
вороны умеют неплохо считать в пределах пяти и т.д.

Всем удачи,

Валера.